Бюджетное учреждение Чувашской Республики
"Государственный центр по охране культурного наследия"

Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела
Чувашской Республики

+7 (8352) 625-058

Российская Федерация, 428032, Чувашская Республика
Чувашия, Чебоксары г, К.Маркса, 32

НАСЛЕДИЕ: ВОЗРОЖДЕНИЕ ХРАМА


01.06.2018

Одним из важнейших объектов реставрации последних лет являлся замечательный памятник зодчества — церковь Вознесения Господня села Семеновское Порецкого района, Чувашской Республики. На объекте культурного наследия федерального значения, украшающем с 1813 года центр старинного села, являющемся средоточием духовной жизни верующих и предметом особой заботы нашего Госцентра, осуществлены масштабные ремонтно-реставрационные работы в рамках реализации проекта партии «Единая Россия» «Историческая память».

Наша держава славилась не только своей территорией и природным потенциалом, но и высочайшей культурой, духовной мощью. Благодаря державному уму и мудрости, как венценосных особ, так и их родственников и окружения, Россия получила огромное наследство в виде многочисленных памятников истории и культуры. Все сказанное в полной мере относится к храму Вознесения Господня.

Царствующие особы и титулованные лица России были издавна связаны с Порецким краем и старинным селом. Село Порецкое, сельцо Лобачево и село Семеновское представляли собой Порецкую волость. До конца XVI века село, как и вся волость, принадлежало царскому двору. В начале XVII века село становится владельческим, так как царь Михаил Федорович Романов передал Порецкую волость князю Ю.А. Сицкому. В 1672 году села Порецкое, Семеновское и сельцо Лобачево вновь передаются в ведение царского двора. В 1684 году дочь царя Алексея Михайловича правительница Софья, по требованию своего брата Петра I, передает Порецкую вотчину братьям А.Ф. и С.Ф. Нарышкиным (родственникам Н.К. Нарышкиной – матери Петра I). В 1714 году владельцем Порецкой волости становится сын Петра I Алексей Петрович. В 1718 году, после смерти Алексея Петровича, Порецкая вотчина переходит его детям Петру Алексеевичу и Наталье Алексеевне. 

В 1731 году Порецкая вотчина, в том числе и село Семеновское, по указанию императрицы Анны Иоанновны передается графу С.А. Салтыкову. Офицер — преображенец Семен Андреевич Салтыков, двоюродный брат империатрицы по матери, Прасковье Федоровне Салтыковой, внес значительный вклад в укрепление самодержавной власти вступившей на престол Анны Иоанновны. В научном архиве Чувашского государственного института гуманитарных наук есть документ, где Порецкая вотчина упоминается в 1739 году как «вотчина генерала лейб-гвардии Преображенского полка, подполковника Её Императорского Величества, генерал- адъютанта сиятельнейшего графа С.А.Салтыкова». С.А. Салтыков и его сын П.С. Салтыков не только значительно расширили свой владения, но и стали активно внедрять промышленное производство в Порецком крае. Представители знатного рода занимали высокие должности в Российской Империи. Так генерал-аншеф граф Н.И. Салтыков осуществлял общий надзор за поведением и здоровьем великих князей Александра и Константина, т.е. был воспитателем будущего царя Александра I. Владелец вотчины граф Иван Петрович Салтыков был с 1784 года генерал- губернатором владимирским и костромским, с 1796 — киевским губернатором, а с 1797 по 1804 г. являлся военным губернатором Москвы. 

 

   Документы доносят до нас имя инициатора и строителя церкви Вознесения Господня. Это был граф Петр Иванович Салтыков, потомок знатного и широко известного дворянского рода, которого по праву можно отнести к плеяде титулованных благодетелей. Село Семеновское славилось производством высококачественного кирпича. Согласно имеющимся данным, кирпича изготовлялось до 2 миллионов штук в год. В целях обеспечения формовки, сушки и обжига кирпича действовали 15 печей и 40 сараев. Из семеновского кирпича строились практически все значимые каменные строения в округе, в том числе Троицкий собор и барский дом в. Порецком. Из своего высококачественного кирпича и возводится церковь Во

знесения Господня села Семеновское. Храм построен взамен сгоревшей деревянной церкви. В некоторых публикациях указывается, что церковь построена И.П. Салтыковым, что не соответствует действительности. Согласно имеющимся данным граф И.П. Салтыков умер в 1805 г. в возрасте 75 лет. Строителем Вознесенской церкви по праву является его сын, владелец Порецкой вотчины граф П.И. Салтыков.

Проект церкви правитель вотчины П.И.. Салтыков, несомненно, заказал крупному зодчему, чье имя, к сожалению, установить, пока не удалось. В архитектуре семеновской церкви чувствуется рука мастера, возможно близкого к кругу М.Ф. Казакова. Церковь проектировалась и строилась в особую историко-художественную эпоху. В это время произведения зодчества создаются на основе глубокого изучения образцов античной классики, в них отражаются гражданский пафос, патриотизм. Основой архитектурного творчества становится русский классицизм. Формы классического зодчества стали активно использоваться в строительстве культовых сооружений. Талантливейшими творцами русского классицизма являются В.И. Баженов, И.Е. Старов, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин, М.Ф. Казаков. Последним шедевром М.Ф. Казакова является здание Голицинской больницы в Москве (1801 г.), где при строгих архитектурных формах композиция получила какую-то необычную гибкость и живописность. Мотивы данного произведения, как не странно, угадываются в композиционном решении, силуэте и пропорциях Вознесенской церкви с. Семеновского. Дорические портики, купол с аттиками, барабаны и крыши глав храмовой части семеновской церкви заставляют вспомнить о шедевре М.Ф. Казакова. Строительное дело в России было полностью централизовано, возведение любого здания в пределах государства подчинено единым правилам. Все это способствовало появлению в провинции строений относящихся к произведениям зодчества. Характерным примером является церковь в Семеновском. 

Строительство было завершено в 1813 году. Храм освящен во имя Вознесения Господня. Трехчастная композиция слагается из прямоугольного в плане объема храма, завершенного куполом на массивном световом барабане, полукруглой апсиды, широкой трапезной (наружные стены по одной линии с портиками) и трехъярусной колокольни. Вознесенская церковь относится к центрическим постройкам с одноосным размещением помещений (объемов). Одноосное размещение определяет линейную протяженность храма с запада на восток и резкое различие западного и восточного фасадов и их несходство с северным и южным. Храм бесстолпный, пятиглавый. Храм истолковывался как земное небо; назывался он также и «оком Божьим». Поэтому композиционное господство храма над прочей застройкой было необходимо, очевидно, не только для того, чтобы храм был виден отовсюду, но и чтобы храму – оку – было видно окружающее. Символично и устройство пятиглавия. Как известно пять глав знаменуют Христа и четырех апостолов. Унаследованное от древнерусского зодчества пятиглавие, относится к самым распространенным на территории Чувашии завершениям храмов. Углы четверика акцентированы малыми главами на высоких кирпичных барабанах.

Барабан центральной главы прорезан трехчастными окнами, расположенными на четырех плоских гранях. Этот мотив продолжен и в элементах купола, выступающих в виде аттиков. Барабан центральной главы Вознесенской церкви напоминает о характерном для эпохи барокко восьмерике. Формирующийся из плоских и диагональных закругленных граней барабан, можно рассматривать как прообраз появившейся позже ротонды. Главы храма завершаются шлемовидными покрытиями и крестами с круглыми гипертрофированными подкрестными яблоками. С севера и юга четверика расположены портики, увенчанные треугольными фронтонами. Портики решены в виде антов. В восточных торцах внутреннего пространства портиков устроены два помещения (дьяконник и жертвенник) с входами из алтарной части храма.

Портик, представляющий собой галерею с открытой колоннадой на продольной стороне здания – важнейший элемент архитектуры классицизма. В Вознесенской церкви применен портик дорического ордера. Классицизм конца XVIII – XIX в., демонстрируя красоту чистых геометрических форм, возродил полукруглую апсиду в храмовом зодчестве. В архитектуре Вознесенского храма применена своеобразная полукруглая апсида с дугой плана более 180 градусов, соединенной с четвериком короткими отрезками параллельных стен. Использована также схема фланкирования апсиды плоскими участками стен, родившаяся в XVIII в., и получившая качественно новое развитие в зданиях позднего классицизма.

Четырехгранная, трехъярусная колокольня дополняет и обогащает архитектурный облик храма. Второй и третий ярусы колокольни имеют скошенные углы, выделенные рустовкой. Три стены невысокого второго яруса колокольни акцентированы полуциркульными окнами. Ярус звона прорезан арочными проемами. Объем колокольни завершается куполом, установленным на круглом барабане с четырьмя круглыми окнами, и шпилем. Завершение колокольни шпилем является характерной особенностью культового зодчества периода русского классицизма. Шпиль Вознесенской церкви представляет собой стержень, на который последовательно, с зазорами (шейками) установлены небольшой четырехгранный объем, надстройка конусной формы и крест с подкрестным яблоком. Шпили подобного вида установлены на колокольнях и других храмов Чувашии, возведенныхпозже (Петропавловская церковь (1816г.) с. Порецкое, Богоявленская церковь (1829 г.) с. Козловка Порецкого района, Владимирская церковь (1830 г.) с. Малое Чурашево Ядринского района, Крестовоздвиженская церковь (1826 г.) г. Алатырь и др.). В западной части первого яруса колокольни находится портик с дорическими пилястрами, где устроен главный вход в церковь. Вход подчеркнут дугообразной крышей опирающейся на гнутые металлические, прямоугольные в сечении кронштейны. Фасады храма и колокольни декорированы элементами, характерными для русской архитектуры позднего классицизма. Стена апсиды храма, угловые плоскости первого яруса, яруса звона и барабан колокольни покрыты рустом. Пластика поверхностей стен обогащена пилястрами, филенками и нишами. Горизонтальное членение фасадов – профилированные карнизы Карниз второго яруса колокольни опирается на своеобразные спаренные кронштейны.

В 1909 году за счет средств прихожан осуществлены значительные работы по ремонту и реконструкции храма. В значительно увеличенной двухсветной трапезной теперь могли поместиться до 300 молящихся. Здесь были устроены два симметрично расположенных придела: северный – Знамения Божией Матери и южный – преподобного Сергия Радонежского. С этого времени храм стал трехпрестольным.

Оформление фасадов трапезной носит нейтральный характер и отличается от декора четверика и колокольни. Этот прием способствует некоторой художественной самостоятельности трапезной в общей объемной композиции церкви. Северная и южная стены трапезной декорированы межоконными пилястрами с капителями, прорезанными на уровне нижнего ряда окон каннелюрами. Западные стены (по бокам колокольни) глухие, декорированы пилястрами, круглыми филенками и арочными нишами. Стены увенчаны развитым карнизом на «сухариках». Глухие участки западной стены трапезной, фланкирующие объем колокольни, акцентированы главками.

Основные размеры здания в плане: четверика – 13,6 м х 13,6 м.; трапезной – 16,7 м. х 20,3 м. Наибольшая длина церкви 45,2 м., Высота колокольни равняется 30,0 м. Величественный и строгий храм, всегда был для прихожан предметом особой гордости и заботы, выделялся своим богатством и ухоженностью. Архивные документы доносят до нас имена мастеров работавших на храме в то или иное время «по исправлению ветхостей», описание выполненных работ.

Вознесенская церковь относится к числу немногих храмов Чувашии, практически не пострадавших в годы «богоборчества». В годы тяжких испытаний, выпавших на долю храма, прихожанам церковь Вознесения Господня удалось отстоять. Как пример духовного подвига за веру предстают жизнь и страдания священника Николая Троицкого, служившего в храме в 1930-1933 гг. Подвергшийся гонениям и принявший мученическую кончину за Христа, священник, решением Священного Синода Русской Православной Церкви от 15 апреля 2008 года причислен к лику святых Новомучеников и Исповедников Российских.

Церковь была закрыта для богослужения только в 1942 году. Однако жизнь прихода продолжалась. Храм практически не пострадал. Уникальный по художественной целостности храм сохранил в своем убранстве великолепные иконы, резные иконостасы, паникадила, хоругви и драгоценную утварь. Позиции Русской православной церкви значительно укрепились в годы Великой Отечественной войны, что способствовало открытию ряда ранее закрытых храмов. В 1944 году Вознесенская церковь с. Семеновское вновь открылась и действует с этого времени. В 2003 году здание-памятник, убранство его интерьеров были исследованыспециалистами Центрального музея древнерусской культуры и искусства имени. Андрея Рублева. В экспертном заключении отмечена уникальность этого памятника как целостного храмового ансамбля. Подобная сохранность церкви, как отмечается в документе, является для провинции большой редкостью, «художественная и культурная ценность памятника очень высока»..

Необходимо отметить, что с именем П.И.Салтыкова связано и возведение еще одного храма. В 1816 году на средства графа Салтыкова строится каменная Петропавловская церковь в с. Порецкое. Таким образом, выступая в качестве «благодетеля» и подавая пример подвижнической деятельности, граф П.И.Салтыков одновременно в своей вотчине строил две церкви.

Здание церкви, как и каждый памятник истории и культуры, несет в себе запечатленные дела людей и события истории. Известно, что осенью 1812 года граф П.И.Салтыков сформировал на собственные деньги гусарский полк, как одну из частей народного ополчения. Москвичи с энтузиазмом отнеслись к идее П.И. Салтыкова и охотно записывались в гусары. Так, корнетом в полк был принят студент Московского университета А.С. Грибоедов, будущий автор знаменитого произведения «Горе от ума». Император Александру I поддержал патриотическую деятельность графа П.И. Салтыкова, и желая облегчить его траты на формирование воинской части, приказал выдать оружие для его гусар из Московского арсенала бесплатно. Гусары были одеты в специальную форму, разработанную графом и отличающуюся от обмундирования других полков. В декабре 1812 года полк был слит с Иркутским драгунским полком, понесшем значительные потери в Бородинской битве, и уже под названием «Иркутский гусарский полк» принял участие в заграничных походах русской армии 1813-1814 годов. Данный факт свидетельствует об атмосфере всеобщего патриотического подъема, царившего в русском обществе в то время, и высоких личностных качествах владельца Порецкой вотчины графа П.И. Салтыкова. Завершение строительства церкви и ее освящение происходили в знаменательное время. В декабре 1812 г., разгромленная, некогда «великая армия» Наполеона покинула пределы России. В 1813 году император Александр I подписал два Высочайших Манифеста – «Об изгнании неприятеля за пределы Российской Империи» и о построении в Москве храма Христа Спасителя в ознаменование победы над Наполеоном. В честь победы стали возводится храмы, и в каждом из храмов служились благодарственные молебны «во избавления Церкви и Державы Российския от нашествия галлов, и с ними двадесяти язык». Церковь Вознесения Господня, освященная в 1813 г. также является своеобразным «храмом Победы», воспевающим русскую державу, Русь Святую.

Памятник, украшающий лик села относится к наиболее значительным образцам классического зодчества на территории Чувашской Республики. Согласно Указу Президента Российской Федерации № 176 от 20 февраля 1995 года, Вознесенская церковь с. Семеновское Порецкого района Чувашской Республики отнесена к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) федерального значения.

Груз времени повлиял на техническое состояние памятника истории и культуры. В проведении реставрации нуждались как фасады, так и интерьеры храма. В ветхом состоянии оказались крыши трапезной и апсиды. Было установлено, что барабаны двух из четырех малых глав оказались вовсе не каменными, а деревянными, обшитыми снаружи железом и выкрашенными под цвет стен. Считалось, что обшивку выполнили когда-то в связи с ветхостью кирпичной кладки. Однако,обследование памятника, проведенное в 2009 году, показало отсутствие под обшивкой кладки. На досках барабанов замены следы дранки. Вероятно, деревянные барабаны планировалось оштукатурить. В дальнейшем дранка была снята, а поверхности покрыты кровельным железом. Документы, которые могли бы объяснить, почему был использован такой, явно бутафорский прием, отсутствуют. Негативное воздействие на памятник оказал и «человеческий фактор». Дорога, построенная рядом с храмом, стала своеобразной дамбой, перегородившей естественный водосток, что стало причиной заболачивания земельного участка. Отсюда увлажнение и деформации конструкций. Потребовались значительные усилия по исправлению ситуации, по устройству дренажа. На храме за счет различных источников финансирования выполнены значительные объемы противоаварийных и ремонтно-реставрационных работ. Основные объемы работ выполнены реставраторами ООО «Дизайн» (г. Чебоксары).

Хочется верить, что храм, памятник федерального значения, еще не одно столетие будет украшать старинное село Семеновское, распахивая свои двери для верующих, возносящих здесь в искренней вере свои молитвы.

НИКОЛАЙ МУРАТОВ, Заслуженный работник культуры Российской Федерации и Чувашской Республики

 

Бюджетное учреждение Чувашской Республики
"Государственный центр по охране культурного наследия"

Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела
Чувашской Республики
© 2011 - 2017
При цитировании информации с портала ссылка на первоисточник обязательна
Противодействие коррупции