Бюджетное учреждение Чувашской Республики
"Государственный центр по охране культурного наследия"

Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела
Чувашской Республики

+7 (8352) 625-058

Российская Федерация, 428032, Чувашская Республика
Чувашия, Чебоксары г, К.Маркса, 32

Зоны охраны объектов культурного наследия


20.11.2018

В целях обеспечения сохранности объектов культурного наследия в их исторической среде на сопряженной с ними территории устанавливаются: охранная зона, зона регулирования застройки и хозяйственной деятельности, зона охраняемого природного ландшафта. Данное положение закреплено в Федеральном законе от 25 июня 2002 г.          № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».

Градостроительный кодекс Российской Федерации относит зоны охраны объектов культурного наследия к зонам с особыми условиями использования территории. Это значит, что на территории, в пределах которой располагается та или иная зона охраны объекта культурного наследия, действует ограничение (обременение) при ее использовании.  

Установление зон охраны объекта культурного наследия состоит из нескольких этапов, включающие в себя – научно-исследовательскую деятельность и административные процедуры. Последовательность этапов определена Положением о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2015 г. № 972 .

            Научно-исследовательская деятельность подразумевает разработку проекта зон охраны на основе историко-архитектурных, историко-градостроительных, архивных, археологических исследований, данных государственного кадастра недвижимости и материалов по ландшафтно-визуальному обследованию территории. Результатом данных исследований является выработка предложений об установлении режимов использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объекта культурного наследия.

 Далее проект зон охраны объекта культурного наследия проходит государственную историко-культурную экспертизу комиссией, состоящей из 3 и более экспертов, аттестованных Минкультуры России. Государственная историко-культурная экспертиза оформляется в виде акта и представляется в орган охраны объектов культурного наследия со всеми материалами для общественного обсуждения. Орган охраны объектов культурного наследия в течение 45 рабочих дней проводит общественное обсуждение посредством размещения акта государственной историко-культурной экспертизы и проекта зон охраны объекта культурного наследия на официальный свой сайт в сети «Интернет». Результатом данной процедуры является заключение органа охраны объектов культурного наследия о соответствии акта государственной историко-культурной экспертизы и проекта зон охраны объекта культурного наследия требованиям государственной охраны объектов культурного наследия. 

В случае, если речь идет об объекте культурного наследия федерального значения либо объединенной зоне охране объектов культурного наследия требуется согласование проекта зон охраны с Минкультуры России.

Завершающим этапом административных процедур будут утвержденные границы зон охраны, режимы использования земель и требования к градостроительным регламентам в границах данных зон. Однако наличие данного акта само по себе не гарантирует сохранность объекта культурного наследия и не обеспечивает запрет на строительство в охранной зоне объекта культурного наследия или соблюдение условий строительства в зоне регулирования застройки и хозяйственной деятельности.

Чтобы зоны охраны начали выполнять свою основную функцию, необходимы еще два действия. Первое — передача нормативного правового акта об утверждении границ зон охраны, режимов использования земель и градостроительных регламентов в орган местного самоуправления. Второе – включение полученных данных о зонах охраны в документацию территориального планирования и градостроительного зонирования. Данные об установлении зон охраны в обязательном порядке подаются в Федеральную кадастровую палату и выставляются на публичной кадастровой карте.

Приобретая земельные участки с целью хозяйственного освоения, необходимо учитывать наличие или отсутствие объектов культурного наследия, их правовой режим и градостроительные регламенты. Зачастую, инвесторы и собственники земельных участков не обращают на это должного внимания.

Татьяна Краснёнкова.

Бюджетное учреждение Чувашской Республики
"Государственный центр по охране культурного наследия"

Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела
Чувашской Республики
© 2011 - 2017
При цитировании информации с портала ссылка на первоисточник обязательна
Противодействие коррупции