Бюджетное учреждение Чувашской Республики
"Государственный центр по охране культурного наследия"

Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела
Чувашской Республики

+7 (8352) 625-058

Российская Федерация, 428032, Чувашская Республика
Чувашия, Чебоксары г, К.Маркса, 32

ПАМЯТНИКУ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗНАЧЕНИЯ 270 ЛЕТ


07.09.2018

     

В 2018 году главному храму Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря —  смысловой и архитектурной доминанты, основанной в 1566 году обители, исполняется 270 лет.  Монастырь — древнейшая православная достопримечательность Чебоксар, своеобразный музей архитектурных форм и стилей. Каждое сооружение здесь значительно само по себе, имеет свой запоминающийся художественный образ и неповторимую историю. Все это в полной мере относится  к соборному храму, освященному во имя Святой Троицы.

     Как известно учение о Святой Троице является основой христианства. Выдающейся политический и церковный деятель Сергий Радонежский, внесший значительный вклад в дело создания независимого Российского государства, рассматривал   Святую Троицу  как  высший христианский образ любви и единения, как  символ  единства Руси, как реальный путь спасения государства.   Видимо далеко не случайно по велению Иоанна Грозного Во имя Святой Троицы возводятся первые монастыри на чувашской земле, в том числе и Чебоксарский Свято-Троицкий мужской монастырь.   Главный монастырский храм давал название всему монастырю — Свято-Троицкий.  Речь идет о каменном соборе, построенном  в 1748 году взамен деревянного храма. 

     Замена деревянных монастырских строений каменными, происходило в особое время.  На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось Средневековье и началось Новое время. Реформы, проведенные в годы царствования Петра I (1682—1725 гг.), затронули не только политику и экономику, но также духовную сферу, искусство, архитектуру.  Формируется первый общенациональный архитектурный стиль – русское барокко. В это время  происходит замена деревянных построек святой обители, каменными строениями.  В сооружаемых храмах и иных монастырских строениях явно читаются формы барочной стилистики, эволюция стиля от раннего барокко до позднего.  Для него характерны ясность композиции и  простота объёмных построений, сдержанность убранства и в тоже время обрамление окон сложными наличниками, золочение глав храмов.   Все эти мотивы находят применение в облике соборного храма, построенного в 1748 году, и ставшем композиционным центром монастырского комплекса. Главенствующее положение Троицкого собора в ансамбле строений обители подчеркивалось особо торжественной архитектурой, размерами, формой завершения храмовой части.

     В соборе проходили главные службы, торжественно принимались высокие гости, зачитывались государевы и архиерейские грамоты, хранились величайшие святыни.    Строение относится к типу кубических одноглавых бесстолпных храмов и состоит из центрального двухсветного, увенчанного сводчатым перекрытием четверика и примыкающей к нему с востока алтарной апсиды трехлепесткового типа.     Длина помещения четверика равняется 13,7 м., ширина — 10,78 м. Завершением храма является двухъярусный элемент, состоящий из восьмерика с прямоугольными нишами и барабана небольшой главы. Окна четверика и алтарной апсиды были  украшены барочными наличниками из тесаного кирпича и килевидными сандриками. Углы строения подчеркнуты плоскими лопатками. Храм органично вписан в окружающую застройку и ландшафт, сдержан, но в то же время декоративное  убранство его фасадов отличается от привычного декора строений середины XVIII века.  Вместо широко применяемого карниза с городками или поребриками, поясов кокошников, стены собора завершаются декоративной композицией состоящей из  центрального архивольта, заключающего в себе восьмигранное окно и двух по бокам элементов волнообразных очертаний.  Указанные элементы декора придают храму своеобразие, и на подобных строениях XVIII века, украшающих лик Чувашии, не встречаются. Декоративный карниз, состоящий из кирпичных кронштейнов и трех рядов городков, характерный для раннего барокко, присутствует только на алтарной апсиде храма.  На монастырских стоениях, в том числе и соборе, неоднократно осуществлялись мероприятия по их поддержанию в надлежащем виде. Документы свидетельствуют о масштабных ремонтно-реставрационных работах проведенных в Троицком соборе в конце XIX века. Значительный интерес представляло оформление интерьеров храма. Все плоскости стен и сводов собора были покрыты живописью, отражающей персонажи и события Нового Завета. В июле 1900 года архиепископ Казанский и Свияжский Арсений освятил обновленный храм. 

   Многое претерпела древняя обитель.  В 1609 г. в период Смуты  монастырь подвергался разгрому.  В 1764 году в результате секуляризационной реформы Екатерины II, монастырь оказался лишенным владений, деревень и государственной поддержки. В 1772 году строения обители, в том числе и Троицкий храм   значительно пострадали от пожара.  Но,  пожалуй, самые тяжкие  испытания выпали на долю обители после 1917 года.  Свято-Троицкий мужской монастырь и его главный храм разделили участь и трагедию многих российских святых обителей.      На заседании президиума Облисполкома Совета рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов Чувашской Автономной Области 29 октября 1924 года принято решение о закрытии Свято-Троицкого мужского монастыря в г. Чебоксары.   Древняя святая обитель была закрыта, а насельники выселены. На семь десятилетий была прервана иноческая жизнь в монастыре, строения которого были разорены либо искажены, а некоторые уничтожены (колокольня, часовня, стены с башнями и др.).   Планировалось снести все монастырские постройки,  и на их месте возвести новые строения, в том числе главный автовокзал Чебоксар.   Однако суровая реальность, к счастью, помешала реализовать намеченное. Бывший уездный городок, став столицей Чувашии, остро нуждался в зданиях, необходимых для размещения различных организаций и учреждений. Перестроенные монастырские строения стали использоваться под различные хозяйственные нужды.

     В 1990-е годы происходит массовое возвращение верующим порушенных святынь, а практически остатков безжалостно растоптанного некогда мощного культурного слоя.  Вновь открываются многие православные храмы и монастыри.  Монастырские строения переданы епархии в 1992 году. Однако они были заняты различными организациями и учреждениями. Здесь размещались книгохранилище библиотеки, кухня гостиницы «Турист», общежитие, водолазная станция и др.  В искаженном Свято-Троицком соборе располагался кукольный театр.  Состояние возвращаемых епархии бывших монастырских строений было удручающее.     Вспоминается март 1993 года.  Председатель Верховного Совета ЧР Э.А. Кубарев проводит совещание, призванное ускорить решение вопроса освобождение возвращенных Чебоксарско-чувашской епархии монастырских строений от  находящихся в них организаций и учреждений. Это было выполнить далеко не просто. Необходимо было подыскать помещения для размещения выводимых организаций, к тому же монастырский двор был застроен сараями, гаражами, ветхими, неизвестно кому принадлежащими строениями.  Не случайно в протоколе, по требованию Э.А. Кубарева, написано: «Рабочей группе …. уточнить на территории монастыря, где чьи хозяйственные постройки и где чьи  вещи  валяются».  Государственный центр по охране культурного наследия был обязан в сжатые сроки подготовить проектную документацию по реставрации монастырских строений, являющихся памятниками архитектуры федерального значения.  Проект реставрации был разработан архитектором А.А. Исаевым.  Подлежащий реставрации Троицкий собор был перестроен, старинный барочный декор фасадов срублен, мощные сомкнутые своды, перекрывавшие прямоугольной формы помещение четверика, а также завершение храма,  уничтожены. В ходе приспособления здания  под размещение учреждений культуры к его западной стене был пристроен двухэтажный корпус. Внутреннее пространство храма было разделено перекрытием на два этажа.  Искаженное строение было увенчано двухскатной крышей, а стены надстроены. Таким образом  сформировалось строение общей длиной 33,0 м., шириной — 14,4 м.  Приходится удивляться, как в таком здании, лишенном каких-либо признаков архитектурного стиля и эстетической выразительности, размещалось учреждение культуры. Только алтарная апсида свидетельствовала, что это сооружение  было когда-то храмом.     Удручающее состояние собора усугубили форс-мажорные обстоятельства. Здесь, после выселения кукольного театра произошел пожар. Огонь уничтожил крышу, перекрытия, нанес ущерб северной стене собора, где образовалась сквозная трещина.    В целях привлечения внимания общественности, благодетелей к бедственному состоянию древней святыни, Владыка Варнава, тогда архиепископ Чебоксарский и Чувашский выступил 23 января 1993 года в газете «Советская Чувашия» с обращением.  В нем сказано, что «в своей жизни человек должен посадить дерево, построить дом …А может быть, для нас Свято-Троицкий монастырь — это главный дом в нашей жизни, помочь воссоздать который необходимо прежде всего нам самим?».  Обращение возымело действие.  Таким образом в 1993 году трудами и молитвами владыки Варнавы, братии возрождающейся обители во главе с наместником Савватием, а также благотворителей и государственной поддержке, началось возрождение Свято-Троицкого мужского монастыря и его главного храма.В стенах древней обители,  незримыми узами связанной с историей  Чувашии, возобновилась монашеская жизнь, стали совершаться богослужения.   Проблем было более чем достаточно. Так  Государственный центр по охране культурного наследия (я был тогда директором) должен был обеспечить воссоздание  утраченного сводчатого перекрытия собора, крыши и его завершения, состоящего из глухого восьмерика и главы на круглом барабане. Предстояло также воссоздать архитектурный декор фасадов.

   Однако несмотря на наличие проектно-сметной документации и бюджетного финансирования, нам долгое время не удавалось найти подрядную организацию. Потенциальных подрядчиков смущала сложность возведения массивной каменной конструкции сводчатого перекрытия, опирающегося только на стены, ответственность,  а возможно и  финансирование в виде векселей.  Но мир не без добрых людей.   Ситуацию спас ООО «Монолитстрой» и лично руководитель фирмы Алексей Михайлович Палькин.  Фирма переработав проектную документацию, в сжатые сроки возвела  перекрытие храма в сборно-монолитном исполнении, и таким образом внесла весомый вклад в возрождение святыни. В целях устранения угрозы продолжения деформации конструкции, возникшей в результате пожара, по верху наружных стен был устроен монолитный железобетонный пояс. Был воссоздан и старинный архитектурный декор стен. Реставрационно-восстановительные работы на памятнике истории и культуры федерального значения Троицком соборе Свято-Троицкого мужского монастыря были в  1996 году в основном завершены. Главный монастырский храм — святыня  обители был торжественно освящен 23 декабря 1996 года, архиепископом Варнавой (ныне митрополит Чебоксарский и Чувашский).   Был отремонтирован и приспособлен под нужды обители и двухэтажный пристрой, возведенный в советское время, без учета архитектурных особенностей храма.  В настоящее время нижний этаж пристроя выполняет функции трапезной собора.   А какова была древняя трапезная на данном месте, и была-ли,  пока неизвестно.  Возможно  здесь была устроена паперть, либо находился притвор. Документальные свидетельства  отсутствуют. Информации о данном важнейшем элементе  храма нет и в известной описи 1763 года.     В 1930 году древние памятники истории и культуры Чебоксар обследовала комиссия под руководством известного ученого в области церковной архитектуры, доктора искусствоведения А.И. Некрасова. Сохранились фотографии чебоксарских храмов, в том числе и Троицкого собора, выполненные в ходе работы комиссии.  Судя по фотографии трапезная отсутствовала.  Возможно одноэтажная трапезная была снесена в ходе подготовки к строительству двухэтажного, сохранившегося до наших дней пристроя.   Думаю, что в дальнейшем в ходе историко-культурных исследований целесообразно установить  исторический облик трапезной, и возродить ее в формах барокко середины XVIII века.   Вопрос разборки двухэтажного пристроя к храму, поднимался еще в 1993 году, в ходе разработки проекта реставрации, и обсуждался  на совещании у Владыки Варнавы.  Было решено  к этой проблеме вернуться позже, после того как возродится молитвенная и трудовая  жизнь обители.  Архимандрит Василий (Паскье) — с 2009 года  наместник Чебоксарского Свято-Троицкого мужского монастыря,  полагает что  в ближайшее время необходимо решить два основных нерешенных вопроса в возрождении исторического облика монастыря. Необходимо определиться с западной частью храма во имя Святой Троицы, и восстановить старинные въездные ворота в нижнем ярусе надвратной церкви Феодора Стратилата.  Результаты деятельности батюшки по возрождению святынь Чувашии дают основания полагать, что  намеченное будет реализовано, и ценнейший памятник зодчества  федерального  значения обретет первозданный облик.

      Выдающийся русский философ, историк культуры и религии Иван Александрович Ильин (1882-1954) писал: «Религия и храмы будут восстанавливаться с любовью и благоговением». Все это в полной мере относится к главному храму Свято-Троицкого мужского монастыря,  композиционному центру и сердцу обители, отмечающему 270 летие.     Хочется надеяться, что оживший памятник истории и культуры  возведенный Во имя Святой Живоначальной Троицы поможет людям духовно укрепиться, осознать свою кровную связь с многовековой историей Отечества, а  под его сводами будут постоянно произносится  великие слова — «Слава Отцу и Сыну и Святому Духу».

 

НИКОЛАЙ МУРАТОВ

 

Иллюстрации и надписи:

  1. План Троицкого собора Свято-Троицкого монастыря. Чертеж 1972 года из паспорта памятника истории и культуры.
  2. Троицкий собор. Фото 1930 года из материалов комиссии А.И. Некрасова.
  3. Состояние Троицкого собора до его передачи в 1992 году Чебоксарско-Чувашской епархии.
Бюджетное учреждение Чувашской Республики
"Государственный центр по охране культурного наследия"

Министерства культуры, по делам национальностей и архивного дела
Чувашской Республики
© 2011 - 2017
При цитировании информации с портала ссылка на первоисточник обязательна
Противодействие коррупции